Многочастичные взаимодействия
Источник
Дата: 2012`04`24.
Автор: Анатолий Александрович Вассерман.
Источник данной копии публикации:
Другие ссылки:
Изначально статья была опубликована в
„Бизнес-журнале” №
5 за
2012‑ый
год, а также на сайте журнала
www.Business-magazine.Ru. Со временем этот адрес перестал
существовать. Его заменил адрес:
www.BizMag.Online [Не существует [2020`07`26]]. Но там этой статьи уже нет — многие материалы были утеряны в
процессе реорганизации сайта.
Общество — сумма не личностей, а их взаимоотношений.
Спорить люблю с детства. В институтские годы даже тренировался (под руководством основателя советской
школы системологии Авенира Ивановича Уёмова) вести научный, нацеленный на выяснение истины спор. Понятно, что в
моём блоге споры — в основном почти без моего вмешательства — идут практически непрерывно. Недавно в
одном таком диспуте нежданно обнаружил: мысль, очевидная для меня ещё, кажется, до изучения обществоведения в
выпускном классе, не только неочевидна оппоненту, но и вызывает его резкое неприятие. Причём вопрос прямо касается
хозяйственной жизни.
То и дело напоминаю себе и другим слова Аристотеля: „Че‑ло‑век — общественное животное”. Мы
формируемся в обществе, воспитываемся на всём накопленном обществом (В. И. Ульянов, считая
коммунизм высшей формой общества, а коммунистов — образцовыми его членами, сказал: „Коммунистом
можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество”),
используем в работе созданное и придуманное (лозунг интеллектуальной собственности, требуя
неукоснительной оплаты каждого подобия мысли, грозит вовсе парализовать доступ к придуманному) всем
обществом. Но куда важнее хозяйственная сторона той же медали. Разделение труда повышает его
производительность. Поэтому каждый из нас, живя в обществе, делает (в том числе и для других) и получает (в том
числе и от других) несравнимо больше, чем мог бы сделать и получить в одиночку. Общество — условие жизни каждого из
нас.
Но что такое общество?
Модные ныне концепции неограниченной экономической (либертарианство) и политической
(либерализм) свободы рассматривают общество просто как сумму личностей. Каждая личность может свободно, по
взаимному согласию взаимодействовать с другими. Результаты взаимодействий столь же свободно, по взаимному
же согласию делятся между личностями. Вроде бы всё просто, логично, удобно и взаимовыгодно… До тех пор пока
взаимодействие ограничивается двумя личностями.
Даже в классическом моногамном браке личностей очень редко остаётся две. Например, на взаимоотношения
супругов зачастую заметно влияют родня и знакомые. Но даже если забыть серии анекдотов „Зять и тёща” и „Муж вернулся из
командировки на день раньше”, цель брака — дети (в связи с чем гомосексуальные связи не могут
рассчитывать на те права, какие общество даёт браку именно ради упрощения задачи пополнения общества). А ребёнок не
только воспитывается отцом и матерью, но ещё и наблюдает их взаимоотношения и на основе этих
взаимоотношений сам учится будущему семейному поведению (людям, воспитанным в неполной семье или
гомосексуальной паре, заметно труднее в ходе построения собственной семьи). Родители же не всегда
сходятся во взглядах на воспитание ребёнка, что может породить конфликт.
Даже в элементарной ячейке общества невозможно ограничиться только парными взаимодействиями: каждое
из них самим фактом своего наличия влияет на все остальные.
Всякому знакомому с теорией систем понятно: целое больше суммы своих частей. На теплофизическом факультете
мне довелось заниматься отличиями реальных веществ от идеального газа. В нём частицы движутся свободно,
взаимодействуя между собой только при столкновениях (как совместить нулевой размер частиц с ненулевой
вероятностью соударения — вопрос скорее философский, чем физический). Реальные же молекулы не только
имеют конечные размеры (и зачастую несферическую форму). Главное — они взаимодействуют через
электромагнитные поля, простирающиеся неограниченно — хотя и стремительно затухающие.
Всякому знакомому с теорией систем понятно: целое больше суммы своих частей. Взаимодействия — хоть в газе,
хоть в хозяйстве — можно рассматривать как самостоятельные сущности, несводимые к самим
взаимодействующим молекулам или личностям.
Эти поля, в свою очередь, создаются электронами, движущимися по законам квантовой механики (в первом
приближении можно свести это движение к орбитам, хотя и не всегда круговым). Поле, определяющее движение
электрона, создают не только протоны в ядрах атомов (эта — статическая — составляющая
суммарного поля всей молекулы экранируется электронами). В его образовании соучаствуют и другие
электроны. Причём не только входящие в состав данной молекулы.
Правда, влияние дальних молекул в основном экранируется близлежащими. Но этих последних тоже достаточно
много, чтобы суммарная картина поля была весьма сложна. В конечном счёте взаимодействие каждой пары молекул зависит
от многих десятков других. Даже расчёт взаимодействия трёх частиц — задача далеко не тривиальная. А уж
многочастичные взаимодействия в мои институтские годы — в начале 1970‑ых — выходили
далеко за пределы возможностей мощнейших из тогдашних компьютеров. Но и четыре десятилетия спустя
полноценному теоретическому исследованию поддаются лишь конфигурации, ничтожно малые по сравнению с
обычными практически важными объёмами. Даже модные нынче наночастицы приходится изучать в основном на
опыте.
Межличностные взаимодействия — тоже многочастичные. Каждая книга — даже откровенно
подтасовочная, вроде текстов Алисы Зиновьевны Розенбаум (Айн Рэнд) или Владимира Резуна,
каждый фильм — даже откровенно халтурный, вроде почти всего постсоветского кино, влияют на многие тысячи умов
сразу — но в свою очередь эти тысячи своей реакцией, обсуждениями между собой влияют на автора (каждый
следующий фильм Фёдора Бондарчука примитивнее и манипулятивнее предыдущего, ибо рассчитан на уже
обработанных предыдущим тошнотворчеством).
В деловой жизни многочастичность любого взаимодействия ещё очевиднее. Даже продавец заведомо
уникального товара не может надеяться на безудержное накручивание цены по принципу „Всё равно ко мне
придут”: другие могут предложить альтернативу если не равно полезную, то по меньшей мере приемлемую для многих. А
уж производители типовых изделий — от дверных ручек до компьютеров — и подавно вынуждены учитывать
не только интересы своих потребителей, но и любые действия других производителей.
Выходит, взаимодействия — хоть в газе, хоть в хозяйстве — можно рассматривать как
самостоятельные сущности, несводимые к самим взаимодействующим молекулам или личностям. Причём
несводимые не только в чисто техническом смысле (как химические реакции не сводятся к квантово-механическим
расчётам просто вследствие непомерной сложности таких расчётов), но и вследствие взаимовлияния самих
взаимодействий.
Увы, либерализм и либертарианство почти не исследуют природу взаимодействий. В этом они безнадёжно отстали от
марксизма.
Скажем, трудовая теория стоимости, использованная Марксом в качестве опоры и заметно развитая им, считает основой
ценообразования общественно обусловленные — порождённые множеством независимо
действующих, но именно в силу этой формальной независимости создающих общие условия деятельности
производителей — затраты труда. Либертарианство же противопоставляет ей, например, теорию предельной
полезности, где каждая личность самостоятельно оценивает, какую пользу может извлечь из приобретения.
Беда только в том, что польза, получаемая каждым потребителем, зачастую не поддаётся сравнению не только с пользой,
получаемой производителем от продажи своего изделия, но даже с пользой, получаемой другими
потребителями.
В результате, по моим наблюдениям, субъективистские теории стоимости (вроде той же предельной
полезности) верны пока и постольку, пока и поскольку перефразируют результаты, ранее полученные в
рамках трудовой теории стоимости, и безнадёжно путаются при любой попытке отойти от неё. Это и не удивительно:
субъективизм, лишённый внешних опор, неизбежно рушится.
Не помню, кто сказал: война слишком важна, чтобы поручать её военным. Система взаимоотношений личностей слишком
важна, чтобы поручать её личностям. Построение общества, поддержание общества, управление обществом требуют
общественных инструментов — от школы до единой системы управления всем мировым производством (как я
уже не раз отмечал, к 2020‑ому году она станет технически осуществима). Только тогда общество — единство
межличностных взаимодействий — сможет действовать в интересах каждой личности. Ведь (как
отметил в 1844‑ом Маркс) свободное развитие каждого — условие свободного развития всех.