После того, как земля разверзлась от сильных ливней, Гиг спустился в расщелину и, как гласит предание, увидел там
бронзового коня с дверьми на боках. Открыв двери, он нашёл там мертвеца необычно большого роста с золотым перстнем на
пальце. Он снял с него тот перстень и надел его себе на палец. А был он царским пастухом. Затем присоединился к
другим пастухам.
Всякий раз как он поворачивал чашечку перстня к ладони, он становился невидим для других, но сам видел всё.
Повернув перстень в его правильное положение, он снова становился видим.
Использовав преимущество, какие ему давал перстень, Гиг совершил прелюбодеяние с царицей. С её помощью
убил царя, своего господина, и уничтожил всех тех, кто по его мнению мешал ему. Причём во время всех этих
преступлений никто не мог его видеть. Так благодаря обладанию перстнем, он неожиданно стал царём Лидии.
И вот… если бы этим перстнем обладал мудрый человек, то он не счёл бы дозволенными себе проступки большие, чем те,
какие он совершил бы, не обладая перстнем. Ибо честные мужи стремятся к нравственно-прекрасному, а не к
тайнам.
По этому поводу некоторые философы отнюдь не дурные, но недостаточно проницательные говорят, что Платон
представил нам придуманный и вымышленный рассказ. Как будто он утверждает, что это действительно
произошло или произойти могло. <Паэл: Возможно, Платон любил использовать приём
реалистичной подачи небылиц. Хотя в мифе об Атлантиде нет чего‑то сверхестественного, и описанное
вполне могло произойти, тем не менее история про Атлантиду может иметь большую долю вымысла и служить лишь
назидательным целям.> Смысл этого рассказа о перстне и этого примера следующий. Если никто не будет
знать, если никто даже не заподозрит, что ты совершаешь какое-нибудь деяние ради богатства, ради могущества, ради
господства, ради страсти, если ни богам, ни людям о нём никогда не будет известно, то совершишь ли ты его?
<…>